logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Многофункциональный культурный центр»
Красногорского района Алтайского края

График работы:

ПН-ПТ: 08:00-17:00
Обед: 13:00-14:00
Выходной: СБ,ВС

Кумандинцы в начале XX века

Кумандинцы, или так называемые северные алтайцы.

Первые сведения о кумандинцах относятся к 1628 году, когда в Чебенскую волость для сбора ясака (налога) были посланы кузнецкие казаки. Видимо, после 1720 года вся территория занимаемая к тому времени кумандинцами была разделена на две волости: Верхнее и Нижнекумандинские. Род верхних кумандинцев проживал у впадения реки Куу (Лебедь) в Бию и примерно в пол дня пути вниз по течению Бии. Нижние кумандинцы расселились по среднему течению Бии и ее притокам Каже. Нене и по правым притокам Катуни, Иши и Чапши.

Обычно родственники проживали в одном селении называвшемся по имени старшего в роде: ( Алешкин аил, Санькин аил и т.д.). хозяйство у них было общим: сообща обрабатывали пашни, убирали урожай, коллективно ходили на охоту и рыбалку, добычу делили поровну. Сеяли в основном ячмень. Женщины ткали холст из волокон дикой конопли. Мужчины умели выплавлять железо, изготавливали из него орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода: котлы, таганы. Ясак платили пушниной, железными изделиями, зерном ячменя, скотом.

Зимой кумандинцы жили в землянках, летом – в юртах, покрытых берестой.

Религиозные представления кумандинцев, основанные на вере в духов, шаманизме вплетены в общеалтайскую систему.

Во 2- ой половине 19 века появились огороды, садили картофель, огурцы, лук, репу, морковь, сеяли табак. Подсобным занятием оставалась охота на копытных и пушных зверей, заготовка кедрового ореха. Орех продавали русским купцам или обменивали у крестьян на хлеб. Выделывали в домашних условиях кожи, овчины, войлок, делали седла и сбрую.

Были среди кумандинцев и богачи – баи, имевшие своего рода крепостных – кулов, своих соплеменников не сумевших рассчитаться с ними с долгами.

В 19 в. под влиянием переселенцев кумандинцы переходят от полукочевого к оседлому образу жизни, ставят избы, хозяйственные постройки (амбар, баня), переходят от примитивного  мотыжного к более прогрессивному плужному земледелию.

В нач. 19 в. кумандинцы сами начинают основывать села (Майма, Тарханское, Пильно, Балыкса, Алешкино и др.). Особую роль сыграла и Алтайская духовная миссия: Миссионеры обучали кумандинцев грамоте, лечили больных и т.д.

Кумандинцы позаимствовали у русских сельскохозяйственные орудия ( соха, борона, серп, молотилка и др.). Ткацкий станок, научились печь хлеб из кислого теста, пироги, блины, лапшу, готовить пельмени, курники, стали употреблять огородные культуры ( картофель, морковь, капусту и т.д.). В к. 19 в. кумандинская мужская рубашка становится более похожей на русскую косоворотку. Кумандинцы стали носить русские головные уборы, брюки русского покроя. Претерпевают изменения некоторые обряды кумандинцев, в частности погребальный: умерших уже хоронят в могиле, а не наземным способом, который бытовал еще в н. 19 века

еще больше фотографиий…