logo

График работы:

ПН-ПТ: 08:00-17:00
Обед: 13:00-14:00
Выходной: СБ,ВС

«О, сколько нам открытий чудных…»

– называлась тематическая программа, подготовленная библиотекарями Красногорской детской библиотеки, для учащихся 4 «а» класса Красногорской средней школы, которая состоялась 23 апреля в рамках всероссийской акции Библиосумерки. В этом году мероприятие было посвящено Году науки и технологий и 60-летнему юбилею первого полета человека в космос.

«Без науки в наше время никуда! А уж такое грандиозное событие, как космическое путешествие, было бы невозможно без научных открытий»,- подумали сотрудники библиотеки и решили показать ребятам наиболее безопасные, простые, но зрелищные химические и физические опыты.

Кроме четвероклашек за экспериментами наблюдал хранитель нашей детской библиотеки – волшебный кот ученый Василий. И он здесь присутствовал вовсе не случайно, ведь именно благодаря  одному любопытному мурлыке однажды был открыт йод. В 18 веке один ученый работал над получением дешевой соды из золы морских водорослей. Во время обеда прямо на рабочем месте к нему на плечо забрался любимый кот. В какой-то момент коту надоело наблюдать за трапезой хозяина, и он спрыгнул на стол, где опрокинул склянку с серной кислотой прямо на рабочую поверхность с содой. В воздух поднялись клубы пара красивого фиолетового цвета, а при его оседании образовались темные блестящие кристаллы – мир обрел новый химический элемент!

Первым и самым простым опытом, показанным для ребят, стал – «Шарик-магнит». Дети без труда угадали имя волшебника, который включает микроволновку на кухне и зажигает лампочку под потолком. А еще они узнали, что Электричество живет буквально повсюду, даже в … волосах! С помощью воздушного шарика, мелких кусочков бумаги и испорченной прически одного из юных гостей мероприятия библиотекари продемонстрировали присутствующим существование статического электричества.

Затем ребята вместе с сотрудниками библиотеки попробовали сделать «Мыльный ускоритель». Для этого опыта заранее были заготовлены бумажные «торпеды», которым участники эксперимента и придавали ускорение в тазике с водой с помощью жидкого моющего средства для мытья посуды. А объяснялось резкое движение «снарядов» всего-навсего разницей поверхностного натяжения воды.

Все мы знаем, что, переливая жидкость из одного сосуда в другой, она будет бежать сверху вниз. Но следующим опытом библиотекари перевернули все с ног на голову. В блюдце налили подкрашенную, для большей наглядности, пищевым красителем воду. В центр тарелки с жидкостью поставили и зажгли свечку, которую сверху накрыли бокалом, и – о чудо! -вода полезла снизу вверх! А волшебство этого эксперимента заключается в том, что без доступа кислорода свеча перестает гореть, разогретый огнем воздух, запертый в сосуде, начинает остывать и его объем уменьшается, а на освободившееся место в бокале засасывается вода.

В природе немало веществ, которые не смешиваются между собой. В нашем следующем опыте, продемонстрированном четвероклашкам, это были вода, спирт и, отталкивающее их от себя, растительное масло. Эти жидкости, поочередно добавленные в стакан, расположились слоями друг над другом, а все потому, что плотность их разная.

Эти же свойства веществ легли в основу следующего, еще более зрелищного эксперимента. Вода с красителем, добавленная в бутылку с растительным маслом, как более плотное вещество устремилась вниз. А дальше снова началось волшебство: брошенная в сосуд шипучая таблетка вступила в реакцию с жидкостью, часть крашеной воды подхватилась всплывающим газом, пузырьки стали подниматься вверх сквозь масло, а, достигнув поверхности, снова тонуть. Если данный опыт снизу подсветить фонариком, то конструкция будет похожа на примитивную лавовую лампу.

А завершил нашу серию экспериментов – «Надуватель для шариков». Библиотекари показали ребятам химическую реакцию двух компонентов, которые есть у каждого на кухне. На горлышко бутылки с небольшим количеством столового уксуса надели воздушный шарик с насыпанной в него пищевой содой. При смешивании этих веществ начинает выделяться углекислый газ. Этого газа становится все больше и больше, он уже не может уместиться в бутылке, выходит из нее и медленно надувает шарик.

В завершение тематической программы библиотекари представили детям книги, рассказывающие о великих научных открытиях, изобретениях и выдающихся ученых. И, конечно же, среди ребят нашлись те, кто захотел взять представленные издания домой, и это, несомненно, радует, ведь каждый может стать новым Менделеевым – главное много читать, развивать свое мышление и воображение.